Среди приемов грима имеются приемы, построенные на выразительных средствах линии.

     К таким приемам относится подводка глаз, бровей, губ. Характерный, пластический вид этих частей нашего лица мы воспринимаем, главным образом, через рисунок их контурных очертаний. Так, величина и форма глаз определяются контурами разреза глазной щели, брови — характером их рисунка, губы — рисунком границ красной полосы слизистой оболочки туб.

     Характер воспринимаемой формы и характер выразительных средств линии совпадают, поэтому возможно подчеркивание и изменение этих форм линейными приемами. В противоположность этому лоб, нос, щеки, подбородок имеют объемный характер, и для передачи их формы одних линейных приемов недостаточно.

     Губы образуются круговой мышцей рта, покрытой изнутри слизистой оболочкой, а снаружи — подкожным жировым слоем и кожей. Красная полоса губ представляет собою место перехода кожи в слизистую оболочку. От количества подкожного жира зависит толщина — мясистость губ.

Верхняя губа граничит вверху с перегородкой носа, ноздрями и крыльями носа, по сторонам отделяется от щек носогубными складками, которые выглядят различно в зависимости от полноты человека и возраста. Верхний, более глубокий конец носогубной складки переходит в бороздку крыльев носа, отделяющую последние от боковой стенки носа. Книзу носогубная складка становится более мелкой и исчезает на уровне угла рта или опускается несколько ниже.

     Посередине верхней губы от перегородки носа тянется вниз бороздка, ограниченная с обеих сторон валиками, так называемый фильтр.

     Форма верхней губы определяется поперечной ее выпуклостью и изгибом в продольном направлении, который происходит оттого, что внутренние волокна круговой мышцы рта, расположенные под красной полоской губы, более выдаются, чем наружные волокна этой мышцы, покрытые кожей.

     Имеются люди с неразделенной на части круговой мышцей рта, вследствие чего у них верхняя губа в своей кожной части выглядит выпуклою в направлении вперед, и красная полоса губ у них не вывернута наружу.

     Красная полоса верхней губы, от вида которой главным образом зависит характер губы, имеет различную форму.

     В простейшей форме красная полоса верхней губы занимает всю губу, от одного угла рта до другого. Наиболее широка верхняя ее часть, которая но направлению к углам рта постепенно суживается. На такой губе только намечены средняя выемка верхнего края красной полосы у конца фильтра я выступ хоботка.

     В противоположность этому так называемая античная форма верхней губы состоит в том, что выемка верхнего края у конца фильтра и средний выступ верхней губы — ее хоботок, имеют ярко выраженный характер. Красная полоска губы, постепенно суживаясь, оканчивается на некотором расстоянии от угла рта, вследствие чего верхний край красной полосы губы имеет вид красивой волнообразной линии и весь рот выглядит сравнительно малым.

     Нижняя губа отличается от верхней, в сущности, только отсутствием хоботка и несколько другой формой выемки края в средней ее части.

     Нижняя губа подобно верхней выпукла в поперечном направлении соответственно кривизне нижней челюсти. От существования подбородочно-губной борозды, которая отделяет подбородок от нижней губы и оканчивается у красной полосы последней, зависит вогнутость нижней губы в вертикальном направлении.

     В простейшей форме красная .полоса нижней губы занимает всю губу, от одного утла рта до другого. Наиболее широка средняя часть ее, отсюда, по направлению к углам рта, она постепенно суживается. На такой губе чуть намечена выемка на середине нижнего края красной полосы, которая при более развитой форме губ выражена определеннее и делит красную полосу на две равные части.

     Положение углов рта относительно средней линии губ зависит от взаимодействия мышц, опускающих углы рта и поднимающих его. В связи с положением утла рта находится форма кожной складки около угла рта, которая представляет самостоятельное образование, не имеющее непосредственного отношения к носогубной складке. При положении угла рта выше линии рта кожная складка выглядит дутою с выпуклостью, направленной к средней линии. При чуть заметной улыбке выпуклость изменяется, поворачиваясь наружу. При положении угла ниже линии рта кожная складка тянется от угла вниз и наружу.

     Приемы подводки губ заключаются в том, что подчеркиваются или изменяются контуры красной полосы губ. Для того, чтобы подчеркнуть рисунок собственных губ тем или иным оттенком красной краски (в зависимости от общих требований характера в гриме), кистью очерчиваются сначала контуры, а потом закрашивается вся поверхность красной полосы своих губ.

В тех случаях, когда рисунок губ должен выступать сильнее, чем это передает использованный оттенок краски, контур губ может быть усилен. Чтобы этого добиться, обводят губы краской более светлой, чем общий тон лица, которая стушевывается с тоном так, чтобы этот переход выглядел как постепенно светлеющий общий тон у границ рта; или же губы по самому краю обводят тонкой темной линией (черной, коричневой, более темной красной краской). Эти приемы используются наиболее часто тогда, когда необходимо четко передать характер губ при изменении их основной формы. Обратите внимание на различный характер действия этих приемов усиления контура губ: первый как бы выдвигает губы вперед, второй несколько проваливает.

     Увеличение губ достигается тем, что контуры губ наносятся несколько шире и запрашивается, таким образом, поверхность больше своих губ. Иногда для передачи выпуклых больших губ применяется, помимо линейных приемов, тушевка: губы высветляются в выступающих своих частях и подтушевываются более темной краской от углов губ. Для уменьшения губ закрашивается ненужная часть поверхности губ общим тоном, и контуры губ рисуются меньше своих.

     При перенесении углов губ вверх или вниз, помимо передачи их направления, следует прочерчивать и разрез губной спайки, так как иначе углы губ будут выглядеть явно нарисованными.

При всех изменениях формы и рисунка губ (живописными приемами) следует все время учитывать форму своего рта, не стремясь передавать чрезмерно крайние формы. Так, при чрезмерном увеличении и уменьшении объемная форма своих губ, особенно в профиль, будет явно выступать и обнажать прием; при подведенных губках «бантиком» будет выявляться комическое несоответствие между ртом в закрытом и раскрытом виде.

Губы подчеркнуты вне учета мимики.

Губы подчеркнуты вне учета мимики.

Брови могут иметь чрезвычайно разнообразный рисунок, зависящий как от их природного характера, так и от изменений при том или ином мимическом выражении.

     Так называемая «классическая бровь» тонкой длинной дутой отделяет веко от лба и состоит из ровных волос, косо стоящих наружу. Своим наружным концом, несколько суженным, так называемый хвостом, бровь заходит за наружный угол глаза. Внутренний конец брови несколько расширен, головка ее оканчивается над внутренним углом глаза.

     Приемы подводки. Брови подчеркиваются цветом, соответствующим цвету волос (нарушение этого обычно создает впечатление накрашенных бровей). Подчеркивая брови, следует обращать внимание, помимо передачи их рисунка, и на характер утолщения. Внутренний конец брови, головка, несколько светлее средней и наиболее утолщенной части, которая переходит в тонкий и четкий наружный конец, — хвост брови. При подчеркивании рисунка своих бровей подрисовка делается обычно только верхнего края брови, подтушевывая несколько линию к остальной брови. Не следует выкрашивать краской равномерно всю бровь, от этого она чрезмерно утолщается и принимает вид нарочито нарисованной.

  Резкое изменение рисунка своих бровей часто требует полного или частичного их закрашивания.

     Светлые и не густые брови можно замазать густым общим тоном. Если тоном не достигается нужный эффект, то предварительно брови замазываются мылом или при очень густых бровях прибегают к заклеиванию их сандарачным лаком, после чего накладывается общий тон. Специальная замазка для бровей изготовляется путем варки по принципу гримировальных красок, по следующему рецепту: 100 ч. воды, 100 ч. мыла (марсельского), 20 ч. воска и 100 ч. гуммиарабика в порошке. Эту мастику можно заменить общим тоном, смешанным с мастикой для лепки носа до необходимой густоты. К полному удалению бровей следует прибегать только в исключительных случаях, стремясь по возможности использовать свои брови и замазывая только части, мешающие передаче требуемого рисунка.

     Глаза. Пластическая форма глаз определяется характером главной впадины и разрезом глазной щели.

  Впадина глаз на границе между бровью и верхним веком постепенно углубляется и бывает обычно более глубокой у внутреннего утла глаза, чем у наружного. На величину углубления влияет также и положение верхнего века. .Впадина бывает иногда настолько сильна, что обрисовывается рельеф глазного яблока.

     При приподнятом верхнем веке появляется так называемая покрывающая складка, которая происходит оттого, что в толще век у его края помещается хрящевая пластинка, выше которой и появляется покрывающая складка. Толщина покрывающей складки неравномерна, она выглядит более выпуклой в наружной, чем во внутренней части глаза. иногда нижний край покрывающей складки нависает над краем верхнего века, закрывая его, а при впалых глазах с. нависшими бровями покрывающей складки совсем не видно.

     Нижнее веко меньше верхнего. Оно отделяется от щеки дугообразною бороздкою, вогнутостью обращенной вниз.

     У некоторых людей внутренняя часть этой бороздки бывает резко выражена, и кроме того от нее отходит еще бороздка (или отрицательная складка), которая по щеке спускается косвенно вниз и наружу. Эти особенности бороздки нижнего века, увеличивая на лице морщины, старят его.

     Оба века, ограничивая глазную щель, придают тот или иной характер разрезу глаз и обуславливают его форму.

     Классическая форма глаза характерна широким межвековым разрезом, обнажающим значительную поверхность глаз. Края век при этом более или менее изогнуты дугою.

     При миндалевидной форме — глазная щель более широка у внутреннего угла глаз и заострена у наружного угла.

     Щелевидные глаза и косая постановка глазной щели составляет особенность монгольской расы.

     Приемы подводки глаз основаны на подчеркивании линии контура разреза глаз. В зависимости от характера этих линий, цвета красок, подводка производит то или иное изменение глаз. При всех подводках глаз предварительно подготовляется глазная впадина.

СХЕМЫ ПОДВОДКИ ГЛАЗ.

1. Нормальная, 2. Увеличение. 3. Удлинение (т. н. египетская).

1. Нормальная, 2. Увеличение. 3. Удлинение (т. н. египетская).

Иногда эта подготовка заключается только в накладывании общего тона, иногда накладываются еще румяна, а иногда глазная впадина накладыванием различных оттенков красок делается более углубленной и изменяется по своей форме. Сама подводка делается обычно коричневой, синей или черной краской, иногда черно-красной с преобладанием черного. Выбор краски зависит от того цвета глаз, который необходимо передать в данном гриме.

     Нормальный глаз. Кистью, начиная с внутреннего угла верхнего века, проводится тонкая линия как можно ближе к ресницам, с некоторым нажимом в средней части, переходящая опять в тонкую линию у наружного угла глаза. Так же, только более слабо, подводится и нижнее веко. Линии подводки, там где нажимы несколько растушевываются, но так, чтобы подводка не потеряла своей четкости. У внутреннего угла глаз ставится красная точка, подчеркивающая слезник. У некоторых людей верхнее веко глубоко западает, и подводка отпечатывается ва глазной впадине; в таких случаях, прежде чем открыть глаз после подводки, необходимо его припудрить.

     Увеличение глаза делается за счет наружного угла глаза, где линии подводки проводятся несколько отступающими от края глаза. Образовавшееся между глазом и линиями подводки пространство, в виде маленького треугольничка, закрашивается под белок глаза. Иногда подводка делается так, что линии подводки у наружного глаза расходятся и белок подрисовывается между линиями подводки. Эта подводка, несколько увеличивая, удлиняет глав.

     Раскосый вид глазу придается линиями подводки, которые у внутреннего его угла опускаются книзу, а у наружного несколько приподнимаются. Чтобы глаз не казался большим, что не характерно для глаз монгольского типа, подводкой очерчивается не весь разрез глаза, а рисуются только концы главной щели в виде маленьких уголочков, которые своим косвенным положением придают глазам нужный характер.

     Круглые глаза. Подчеркивается только средняя часть век дугообразными линиями, иногда со светлыми бликами в центре.

Приемов подводок глаз чрезвычайно много, так как каждое изменение линий подводки изменяет характер впечатления, производимого глазом. Иногда наклеиваются ресницы, иногда они передаются «накрапом», (для чего краска разогревается на свече или спичке и в жидком виде накосится на ресницы; краска, застывая на ресницах, утолщает их и этим придает им более подчеркнутый вид) или нарочито рисуются, создавая впечатление так называемого «кукольного глаза». Имеется ряд приемов подводок глаз, как например, «заплывший», «с нависающим верхним веком», «слепой» и т. д., где помимо линейных приемов используются и другие приемы грима. Приклеивается иногда даже фольга, придающая глазам феерический блеск.

     При изучении приемов подводок следует обращать внимание на возможно большую чистоту и аккуратность работы.

     Упражнения следует выполнять на правой и на левой стороне лица, добиваясь полной симметрии. В случаях асимметрии в анатомическом строении своего лица следует добиваться исправления этих дефектов, находя соответствующие индивидуальные изменения приемов.

Примерные схемы приемов подводок см. табл. I V и V.

ТАБЛИЦА I V. УПРАЖНЕНИЕ 3. Приемы подводки. Губы

Умельчение губ.

Умельчение губ.

Увеличение губ.

Увеличение губ.

Изменение положения губ (вверх).

Изменение положения губ (вверх).

Изменение положения губ (вниз).

Изменение положения губ (вниз).

ТАБЛИЦА V. УПРАЖНЕНИЕ 3. Приемы подводки. Глаза.

1. Удлинение разреза глаза.

1. Удлинение разреза глаза.

2. Нормальная подводка.

2. Нормальная подводка.

3. Уменьшение (круглый глаз).

3. Уменьшение (круглый глаз).

4. Раскосый глаз.

4. Раскосый глаз.