3.4. Анализ мимического аппарата лица посредством гримированияСуществуют два основных технических приема гримирования: живописный и скульптурно-объемный. Каждый из них базируется на конкретном изучении пластических особенностей лица. Живописный прием выполняют, используя гримировальные краски. Работа с красками во многом напоминает работу живописца. Соблюдают те же принципы, что и в живописи, так как в них много общего. Цвет, светотень, линия играют большую роль, связаны между собой и дополняют друг друга. Так как жанр произведения (опера, оперетта, драма, цирк, эстрада) оказывают определенное влияние на выбор грима, то характер грима меняется. В цирке и на эстраде можно использовать линейные гримы, которые иногда называют условными. Они отличаются тем, что в них отсутствует плоскостно-живописная выразительность, нет четкого выражения объемных форм, а лишь графичность изображения, цвет используется в чистом виде, без оттенков и переходов из одной тональности в другую.

Скульптурно-объемный прием грима отличается от живописного тем, что в нем используют кроме красок налепки, наклейки, аппликации, подтяжки, постижерные изделия. В выполнении его много общего с работой над скульптурой по передаче объемной формы.

Используя скульптурно-объемный прием грима, можно изменить лицо до полной неузнаваемости, чего нельзя сделать в живописном приеме. В скульптурно-объемном приеме используют разнообразные материалы: вату, папье-маше, кожу, пробку, пластические детали, постижерные изделия. Особенно наглядно это может проявиться при гримировании сказочных персонажей в спектаклях-сказках, феерических и цирковых представлениях.

Художественный сценический грим есть полное сценическое перевоплощение в том или ином стиле, выполненное в строгом соответствии с задуманным типом и характером произведения, основанное на мимике, нередко связанное с изменением всей фигуры.
В театре процесс гримирования называют упрощенно "грим", но каждому понятно, что? подразумевается под этим словом.

Грим требует внимания и аккуратности, в противном случае он может быть неудачным. Надо запомнить такую последовательность грима: подготовка рабочего места, протирание лица, наложение общего тона и румян, подводка деталей лица, бровей, глаз, губ, носа и др. Если в гриме применяют так называемую растительность - усы, бороду, бакенбарды, брови, то те места, на которые они будут наклеиваться, вазелином или общим тоном не покрываются. Клеят растительность после окончания гримирования. Это делается для того, чтобы не запачкать волосы гримом, пудрой и не испортить формы.

Все налепки из гуммоза, ваты, поролона, а также пластические детали клеят насухо вытертую кожу перед началом гримирования. Чтобы налепка лучше держалась, кожу лица припудривают или промазывают гримировальным клеем.

Женский парик надевают после окончания гримирования, чтобы рукой при гримировании не помять прически.

Мужские парики со лбом надевают до гримирования, чтобы наклеить шифоновую ленту и замаскировать рубец перехода от искусственного лба к естественному. Так же надевают полупарики и накладки.

Прически из естественных волос делают в два этапа: перед гримированием завивают волосы и закалывают их шпильками, для того чтобы они остыли, а после гримирования укладывают в прическу. Если прическа требует густых волос, то используют накладные элементы: шиньоны, косы, локоны.

Театральный костюм надевают через ноги, если такой возможности нет, то через голову, а лицо на этот момент покрывают куском тонкого капрона или газа и аккуратно продевают в отверстие ворота. Это делается для того, чтобы матеря костюма скользила по капрону и предохраняла от гримировальных красок. Снимают костюм сразу после окончания спектакля. Затем снимают парик, различные постижерные изделия, разгримировываются, используя крем.

Театральный грим будет только тогда удачен, когда соблюдена полная гармония между всеми компонентами.

Что касается изучения своего лица, то с этим нужно освоиться прежде всего при изучении сценического грима. Несомненно, что индивидуальные особенности лица требуют в каждом случае совершенно особого грима; поэтому гримировка не только должна объективно передавать тип и характер воплощаемого лица, но в то же время быть согласованной с субъективными особенностями склада лица самого артиста.


ПРИЕМЫ ГРИМИРОВКИ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ЛИЦА
ЛОБ
Пластическая форма лба определяется рассмотренными уже нами анатомическими особенностями лобной кости и прилегающих к ней височных (см. череп). Наша задача в гриме будет заключаться в том, чтобы подчеркнуть особенности строения лба в их реалистическом виде.
Подготовив лоб для грима, наложим общий тон. Подберем в соответствии с ним оттенок теневой краски. Очертим контурами выпуклости и впадины лба, то есть лобную полукружную линию, лобные бугры и надбровные дуги. Попробуем теперь подтушевкой теней передать объемную форму, скрывающуюся за этими контурами. Эта подтушевка будет заключаться: 1) в соответствующем затемнении височной впадины, тем более сильном, чем глубже нужно ее передать (ребро между височной частью и лобной слегка высветляется), 2) в легком подчеркивании объемной формы надбровных дуг и лобных бугров (слегка подтушевывая их и высветляя выступающие части бликами). Необходимо отметить, что характер анатомических особенностей строения лба может быть несколько изменен рисунком контуров и характером накладываемых светотеневых пятен, на этом основаны бесконечные варианты приема.
Выпуклый лоб. Передается общая выпуклая форма лба, мягкой подтушевкой теней к центру, как на шарообразной форме. Средняя часть лба, где надпереносье, несколько высветляется, чтобы выдвинуть вперед впадину надпереносья.
Плоский лоб передается обратным расположением светотеневых пятен, то есть надпереносье слегка затемняется легкой подтушевкой, а височные впадины маскируются и выдвигаются вперед высветлением их.
Формы выпуклого и плоского лба наиболее удачно будут передаваться живописными приемами тогда, когда форма лба актера будет иметь тенденцию к той или иной передаваемой форме.
Резкие изменения формы лба передаются в гриме париками с выклеенными лбами. Необходимо отметить, что парик и характер прически также могут помочь изменению формы лба. Прическа с откинутыми назад волосами будет способствовать передаче широкого, большого лба; наоборот, волосы, закрывающие виски, будут суживать лоб; челка создаст впечатление низкого лба и т. д.

ПОДБОРОДОК
Пластическая форма подбородка определяется характером подбородочного бугра нижней челюсти и жировым слоем, который в резко выраженном виде придает подбородку мясистый толстый вид, причем по направлению от щек к шее образуются складки, а иногда щеки, свисая вниз, придают подбородку характерную форму двойного. Резко выступающая форма кости подбородочного бугра создает соответствующие ей различной формы подбородки, которые в гриме передаются накладыванием теней на боковые части подбородка.
Выступающие части подбородка соответственно высветляются.
В зависимости от расположения светотеневых пятен возможна передача различных по форме подбородков — круглого, острого, квадратной формы, с ямкой и т. д.
Чтобы придать подбородку форму более широкого, используется обратное расположение светотеневых пятен, то есть боковые части подбородка высветляются, выдвигаясь этим как бы вперед, выступающая же часть подбородка слегка подтушевывается. Иногда используется при этом следующий прием: наиболее острая нижняя часть подбородка как бы срезается линией, от которой накладывается довольно сильная тень, скрадывающая эту выступающую часть подбородка и усиливающая тем самым впечатление тупого и широкого подбородка.
Толстый подбородок. Приемы гримировки толстого подбородка основаны или на подчеркивании складок на шее, или на подчеркивании отвислых углов щек и образующегося между ними двойного подбородка.
В первом случае, прижав подбородок к шее, подчеркивают образующиеся при этом складки, не менее трех. Использование этого приема возможно только при условии, если лицо актера не худощаво, а подбородок имеет округленную форму.
При передаче формы двойного подбородка подтушевываются углы щек снизу, чтобы придать им характер отвислых. Подбородок разделяется между линиями щек на две неравные части, которые подтушевываются так, что верхняя часть изображает собственно форму подбородка, а нижняя высветляется и передает выступающую часть двойного.
При очень худощавом лице актера толстый подбородок может быть передан только с помощью скульптурно-объемных приемов — наклейкой из ваты, толщинками из резины и т. п.

ЩЕКИ
Скуловая дуга, покрытая кожей с подкожным жиром, определяет форму щеки. У худощавых людей скуловая дуга обрисовывается вполне определенно. У полных людей выступ скуловой части округлен, поэтому на месте последней отчетливо обозначается граница между щекой и виском.
Худощавые щеки. Прием основан на, передаче выступа скуловой дуги и впадины под ней. При этом высветляется наиболее выступающая часть скуловой дуги, а легкими тенями, которые постепенно усиливаются к щечной впадине, передается худощавость и впалость щек. Различным расположением светотеневых пятен можно придать скулам весьма разнообразную форму, например, .сделать их сильно или слабо выступающими, более широкими или узкими, поднять несколько выше или ниже. Точно также, усиливая тень на щечной ямке или ослабляя ее, можно передать различную степень худощавости и впалости щек.
Толстые щеки выполняются общими приемами передачи шарообразной формы. В простейшем виде прием заключается в следующем: рисуется круг, касательный глазу, носу, рту, уху и очерчивающий форму щеки; краска от этого круга растушевывается к середине, где накладывается блик.
Более реально толстую щеку можно передать, рисуя характерные складки, идущие от внутреннего угла глаза и ограничивающие щеку сверху, у носа подчеркивая носогубную складку, около уха и ниже закругляя угол нижней челюсти. Эти линии растушевываются, как и в предыдущем случае, к середине, и выступающие места высветляются.
При худощавом лице актера этот прием не во всех поворотах лица произведет нужное впечатление. Щека будет выглядеть толстой только с одной точки зрения, то есть тогда, когда поверхность щеки всей своей плоскостью будет повернута к зрителю. При ракурсных поворотах, когда выступают очертания скулы, иллюзия будет нарушаться.

НОС
Остов носа образован вверху носовыми косточками, внизу хрящами носа. Верхняя граница хряща крыла носа обозначается дугообразной бороздкой. Верхний конец дугообразной бороздки оканчивается в плоской ямке, находящейся сбоку кончика носа, а нижний конец бороздки, если ноздри имеют надлежащую величину, сливается с носогубной складкой. При малых крыльях носа носогубная складка проходит по боку носа отдельно от бороздки крыла носа и выше ее. Индивидуальные и расовые разнообразия формы носа велики. Крайние пределы их составляют, с одной стороны, — греческий нос, спинка которого составляет почти одну прямую линию со лбом, а, с другой стороны, плоский нос калмыка, который столь мало выдается вперед, что кажется, будто состоит из двух только ноздрей. Необходимо отметить, что нос очень часто расположен не прямо, а отклоняется в левую сторону. Это особенно ярко выступает при гримировке так называемого прямого или «классического» носа. В таких случаях нос приходится гримировать кривым, чтобы он вышел прямым.
Прямой нос. Подтушевываются боковые плоскости носа так, чтобы они своими прямыми параллельными гранями придавали прямолинейный характер спинке носа, которая по контрасту с затененными краями носа, как более светлая, выступает вперед. При подтушевке боковых плоскостей носа нужно следить, чтобы они не были чрезмерно затенены и, чтобы нос в профиль имел нормальную окраску кожи. Это достигается очень легким затемнением боковых граней и производится следующим образом: легкими линиями подчеркиваются грани спинки носа, и краска этих же линий растушевывается книзу на боковые плоскости носа. Не следует высветлять резко спинку носа (белилами), иначе она будет неестественно выделяться в виде белой полосы.
Изменением характера боковых теней носа и рисунка ребра получаются кривой, горбатый и ломаные формы носов.
Кривой нос. Рисунок пряней, передающий направление спинки носа, наносится криво в ту или иную сторону. Теневые пятна боковых плоскостей накладываются наискось одно к другому, так что они как бы срезают с одной стороны кончик носа, а с другой — часть переносья.
Ломаный нос. Прием тождественный предыдущему. Спинка носа передается в виде ломаной полосы. Теневые пятна располагаются с одной стороны у переносья и кончика носа, а с другой — посередине носа, с целью подчеркнуть угол излома.
Горбатый нос. Ребра носа рисуются так, чтобы они в профиль передавали форму горбинки. Эти линии растушевываются книзу, так же как при тушевке прямого носа. Переносье слегка затеняется, и высветляется часть опилки носа, передающая выступающую часть горбинки. От этого блика к концу носа может быть наложена легкая тень, еще больше подчеркивающая горбинку. Ноздри носа несколько подтягиваются кверху линией, передающей их контур, и бликом, подчеркивающим их объем.
Курносый нос. Затемняется переносье и конец носа внизу, а выступающий кончик носа высветляется. Светотень распределяется так, чтобы она передавала закругленный характер форм курносого носа. Отверстия ноздрей несколько подрисовываются кверху.
Удлинение и укорачивание носа. Нос кажется длиннее, если удлинить линию спинки носа за счет лба (брови при этом поднимаются соответственно выше). Укорачивается нос обратным приемом, то есть сокращением длины спинки носа, при этом кончик, носа иногда затемняется.
Следует отметить еще соотношение между рисунком бровей и носом. При длинных бровях нос кажется короче, и обратно, нос кажется удлиненным при коротких бровях.
Широкий нос. Нос укорачивается предыдущим приемом, а боковые плоскости носа высветляются.

ШЕЯ
По своей пластической форме шея может быть короткой или длинной, толстой или худощавой. Впечатление короткой и толстой шеи создается в гриме обычно применением толщинок, живописными же приемами придается шее более худощавый и как бы удлиненный вид.
Приемы гримирования в этом случае основаны на подчеркивании тех рельефов, которые образуют мышцы шеи.
Впереди и по сторонам шеи находится непосредственно под кожей подкожная мышца шеи, с которой мы ознакомились, рассматривая мимические выражения лица. Подкожная мышца, будучи очень тонкой, дает возможность видеть другие мышцы, из которых особое пластическое значение имеют грудино-ключично-сосковые.
Грудино-ключично-сосковая мышца (парная) делится в нижней своей части на два пучка: внутренний или грудинный, который начинается узким сухожилием от передней части рукоятки грудины; наружный или ключичный, начинающийся на внутренней трети заднего края ключицы.
Эти две части, разделенные сначала небольшим треугольным промежутком, затем соединяются и прикрепляются к сосцевидному отростку височной кости и к двум наружным третям полукруглой верхней линии затылочной кости.
Сокращением одной из этих мышц голова наклоняется в сторону сокращающейся мышцы, поворачивая лицо в противоположную. При этом сокращении мышца обрисовывается под кожей в форме длинной косой выпуклости, причем лучше всего обозначается грудинный пучок мышцы.
Передняя поверхность шеи представляет треугольную область, верхушка которой соответствует вилке грудины. Грудино-ключично-сосковые мышцы, удаляясь одна от другой и направляясь вверх и кнаружи, ограничивают этот треугольник с обоих боков. Рассматривая его профиль, можно видеть, что этот треугольник, направленный несколько косвенно вниз и назад, продолжается вверх в нижнюю поверхность подбородка. На границе поверхности подбородка с шеей находится подъязычная кость. Под этой костью находится самый верхний из хрящей гортани, образующий под кожей более или менее резко выраженную выпуклость, известную в общежитии под названием адамова яблока.
Как видно из анализа пластических форм, создаваемых анатомическим строением, грим худощавой шеи будет заключаться в подчеркивании рельефов, образуемых адамовым яблоком, а ниже к груди, подчеркиванием впадины, образующейся в вилке грудины, и передачей костей ключиц и ребер.

РУКИ
Руки гримируются чаще всего жидкими красками для изменения цвета кожи (загорелые руки, белые руки и т. п.). Иногда подчеркиваются длинные костлявые пальцы, что передается подкрашиванием темными красками боковых частей пальцев, причем линия разреза рисуется дальше, продолжаясь на кисть руки, а выступы костей несколько высветляются.
Те же приемы, что и для подчеркивания костного остова, или передача мышечного рельефа, или просто передача цвета кожи, используются и при гримировке ног и других обнаженных частей тела.
Приведенные примеры, понятно, не ограничивают все возможности изменения отдельных частей лица и тела, которые могут встретиться в гриме.


Необходимо отметить, что только живописными приемами при полном несоответствии формы носа актера гримируемой форме добиться необходимой иллюзии нельзя. Так, нельзя при курносом носе создать впечатление горбатого или, обратно — из большого носа с резко выраженной горбинкой сделать курносый.

СХЕМЫ ГРИМА
Схемы являются как бы промежуточным звеном от элементарных, отдельных приемов к конкретному гриму, обусловленному требованиями роли и спектакля.
Схема грима — не механический сумма элементарных приемов, а органическая связь приемов, соответствующим образом видоизмененных для наиболее законченной передачи типического характера. Но схема еще не театральный грим, таким она может стать только в конкретных условиях спектакля, где грим, передающий характерные особенности роли, может получить другое разрешение, и в связи с этим возникнут новые изменения приемов.
Таким образом, на схемах гримов мы будем изучать не рецепты и шаблоны для выполнения производственных гримов, поскольку построение их вне конкретных условий роли и спектакля невозможно. На простейших схематических примерах мы рассмотрим, как связываются отдельные приемы гримировки между собой, какие новые изменения они при этом претерпевают, как от общих очертаний контура мы переходим к объемной реалистической лепке лица, как, наконец, найденная схема грима изменяется вновь с большей конкретизацией задания.
Схемы грима могут быть построены на различных типичных признаках. Так, например, в некоторых руководствах по гриму встречаются схемы грима национальностей, схемы грима различных профессий, болезней, темпераментов и т. д.. Мы рассмотрим только схемы, вытекающие из изученного нами материала пластического строения лица: схему построения грима молодого лица, схему грима старого худощавого лица, схему грима толстого лица и схемы гримов, фиксирующие наиболее привычные устойчивые мимические выражения.

МОЛОДОЕ ЛИЦО
Грим молодого лица (в элементарном виде) представляет собой несколько приукрашенное лицо актера. Основой для этого приукрашивания являются обычно общие представления о красивом лице, иногда связанные с античным каноном.
Рассмотрим приемы построения этой схемы грима.
Накладывается на лицо общий тон (обычно более светлый тон), после чего накладываются румяна (если для накладывания румян используются сухие румяна, то они накладываются после запудривания грима).
Румяна должны быть распределены очень тщательно и мягко стушеваны. Основная схема накладывания румян следующая: румяна накладываются на щеки и оттуда стушевываются постепенно к краям щеки, по линии от носа к уху. Слегка захватываются крылья носа (благодаря чему спинка носа кажется более светлой и выступает вперед, придавая носу прямолинейный вид, так называемый прямой нос). Слегка румяна накладываются на лоб над бровями, румянятся мочки ушей и подбородок (сравни схему с другими вариантами).

СХЕМЫ НАКЛАДЫВАНИЯ РУМЯН

1. Нормальная (так называемая «классическая»).
2. Суживающая лицо
3. Расширяющая лицо.
4. Округляющпя лицо (так называемый «лубок»)
Когда общий тон и румяна наложены, рекомендуется, наложив на лицо чистое полотенце, слегка нажимая ладонью, снять на полотенце лишнюю краску. Этим приемом, помимо удаления излишков краски, грим несколько осушается, и лучше стушевываются краски.
После этого подводятся глаза, обычно используются приемы увеличения глаз (см. подводки). Подчеркиваются брови, причем им придается характер (плавной дугообразной линии, связанной с линиями носа. Подчеркивается рисунок губ. Законченный грим фиксируется пудрой.
Лицо, загримированное таким образом, выглядит действительно театрально-моложавым, более выразительным, чем незагримированное лицо, благодаря подчеркнутости черт лица., необходимой в условиях театра.
Прочность этой схемы заключается в том, что эту схему используют в театре часто некритически и берут ее как готовый рецепт для оформления лица всякой «молодой» роли, вне учета особенностей ее характера.
Действительно, светлый общий тон, рекомендуемый в этой схеме, не всегда соответствует цвету кожи изображаемого по роли молодого человека, к молодящим свойствам светлых красок следует прибегать не в ущерб общей характеристике роли. Далее, все приемы накладывания румян, подводки глаз, бровей, рта могут при соответствующих изменениях придать лицу такой характерный вид, который будет находиться в соответствии с особенностями роли, а не вообще так называемые «правильные», «классические» и «красивые» черты, взятые вне пространства и времени.
Таким образом, схему грима молодого липа. нужно рассматривать только как рабочий прием, но не готовый грим, — рецепт, приемлемый для всех молодых ролей. В условиях конкретного спектакля этот рабочий прием должен найти соответствующие изменения для отображения требуемых по роли характерных черт.


СТАРОЕ ЛИЦО
К старости лицо человека претерпевает ряд физиологических изменений, которые в общих типичных чертах сводятся к тому, что костный рельеф резко обрисовывается, складки лица выявляются резко и отчетливо, кожа; лица покрывается характерными морщинами, глава становятся, тусклыми и ввалившимися, губы, в связи с выпадением зубов, проваливаются, волосы седеют, общая окраска кожи принимает желтовато-землистый оттенок.
Попробуем передать эту характеристику, применяя известные уже нам приемы грима.
Покроем лицо общим тоном, найдя необходимый нам оттенок смешиванием красок, в соответствии с общим тоном подберем и теневые краски, которыми мы будем передавать впадины. Очертим контуры, передавая как костный рельеф, так и характерные морщины и складки. Так, на лбу мы прочертим контуры височных впадин, лобных бугров и морщин, очертим глазные впадины и морщины под глазами, очертим скуловую; кость и определим впадину под ней, передадим характер носогубных складок, подчеркнем очертания носа, подбородка и углы ветвей нижней челюсти. Используя светотеневую передачу объема и приемы тушевки, придадим оконтурованным формам лица объемную форму. Затеним височные впадины, выделим легкими тенями и бликами надбровные дуги. Предадим морщинам объемную форму, — высветлив их с одной стороны (обычно сверху, так как свет более сильно падает в театре сверху) и слеuка стушевав с линией, изображающей теневую часть морщинки. Затемним глазные впадины, верхние веки глав подведем белилами, чтобы создать этим впечатление седых ресниц; также подведем и брови (если провести белилами против направления роста волос на бровях, они примут характер поседевших и несколько нависающих). Нижнее веко очертим красноватой краской, чтобы придать несколько воспаленный старческий вид главу, высветлим мешок под глазом и морщинки у наружного угла глаз. Высветлим выступ скуловой дуги, соответственно подтушевав впадину под ней. Придадим объемный характер носогубной складке. Выявим рельефы носа, костный его состав и ноздри. Затемним верхнюю губу, чтобы создать впечатление как бы ввалившейся благодаря отсутствию зубов; чтобы получить впечатление выпавших зубов, их закрашивают черным спиртовым лаком, предварительно насухо вытерев зубы. Можно закрасить и гримировальной краской; чтобы краска при этом быстро не слезла, сверху зубы покрываются сандарачным театральным лаком (лак снимается спиртом или одеколоном). Нижнюю губу передадим несколько отвислой, что передает тушевка от опущенных углов рта и блик на выступающей средней части губы. Подтушуем подбородок, передавая характерную его форму, и выделим ветви нижней челюсти, обратив внимание на выступы, образуемые по краям щек жевательной мышцей.

ТОЛСТОЕ ЛИЦО
Физиологические изменения под влиянием ожирения отражаются на пластических формах лица, выражаясь в общей одутловатости и округленности форм щек, шеи и подбородка, в характере заплывших глаз, в красноватом, полнокровном оттенке цвета кожи.
Приемы передачи толстого лица основаны в общем на проработанных нами приемах передачи обобщенных шарообразных форм лица.
Подберем и наложим общий тон. Подберем соответствующий оттенок теневой краски и прочертим основные контуры, обратив особое внимание на формы щеки и подбородка.
Из рассмотренных нами приемов гримировки отдельных частей лица мы знаем, что характер толстой щеки можно передать, если начертить крут, касательный глазу, носу, углу губ, уху, и полученную линию растушевать к середине щеки. Однако, таким образом загримированная щека выглядит несколько нарочитой и не связывается с остальными формами лица. Поэтому более внимательно рассмотрим, как связать форму щеки с остальными формами лица. Верхняя часть контура щеки совпадает со складкой под глазом и, следовательно, возможна передача его как складки. У носа контур совпадает с носогубной складкой, следовательно, передавая носогубную складку, мы подчеркнем и эту часть контура щек. У подбородка, чтобы придать щекам отвислый вид, мы очертим контуры щек по складке этой отвислости, а челюсти придадим общий закругленный вид. Растушуем теперь контуры, придавая щеке объемный вид и соответствующую окраску, и высветлим наиболее выступающие части щек.
Подбородок при таком характере щек мы можем передать как толстый-двойной, нанеся соответствующие контуры и растушевку (см. подбородок).
Характер заплывающих глаз до некоторой степени можно передать следующим образом: верхнее веко подчеркнем линией от внутреннего конца бровей к наружному углу глаза, высветлим веко над этой линией и несколько подтушуем к углу носа, — это создает впечатление нависшего века, а вместе с подчеркнутой складкой под нижним веком впечатление заплывших глаз.
Остальные детали, как-то: передача общей выпуклости лба, более широкого носа, передача рисунка губ и бровей, особенных затруднений не встретят, да эти формы и не имеют решающего значения. Основное — это передача формы щек и подбородка.

МИМИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
Лицо человека имеет иногда постоянный, ярко выраженный характер: злое, грустное, добродушное, веселое и т. д.
Такие привычные устойчивые выражения лица в гриме передаются фиксированием соответствующего мимического выражения.
Чтобы придать лицу характер злого или удивленного, грустного или веселого, мы подчеркнем характер его изменения при соответствующем мимическом выражении, используя рассмотренные нами схемы мимических выражений, но выполняя эти задачи уже не в том схематическом линейном виде, а передавая цвет и реалистическую лепку объема, характерную для того или иного мимического изменения лица.

Посредством красок, живописными приемами, мы можем подчеркнуть или изменить формы лица только до известного предела, который определяется пластическими данными лица актера.
Так, мы можем создать иллюзию толстого, полного лица, если формы лица актера округлы; мы можем загримировать нос курносым, если нос актера имеет тенденцию к этой форме; но если пластические формы лица не соответствуют тем, которые необходимо передать гримом, или формам лица актера нужно придать преувеличенный гротесковый вид, то одних выразительных средств живописных приемов грима недостаточно. Иллюзия, создаваемая этими приемами, не имея реальной пластической базы, будет все время нарушаться при ракурсных положениях лица актера, когда отчетливо будут видны его естественные формы.
Кроме того, живописные приемы грима рассчитаны, главным образом, на равномерное освещение сцены, при котором лицо актера выглядит плоским и не имеет резко выраженных теней, выявляющих реальные формы лица. Только при равномерном освещении сцены искусственно нанесенные светотеневые пятна создают иллюзию реальных форм. С изменением же освещения сцены, когда свет концентрирован в одной точке и падает на лицо актера или сверху, или снизу, или сбоку, образуется резкая контрастная светотень, выявляющая реальные формы лица и тем самым разрушающая иллюзию, созданную живописными приемами.
Гротесковую преувеличенность объемных форм лица (например, «орлиный» нос) передать живописными приемами вообще невозможно.
Следовательно, необходимы такие приемы, которыми можно было бы изменить лицо актера в реальном, объемном виде и создать как бы новую пластическую основу для живописных приемов.
В гриме такими приемами являются налепки и наклейки, которые можно назвать «скульптурно-объемными приемами грима», так как в основе их лежат те же принципы реальной объемной передачи предмета, что и в скульптуре, а по технике работы многие приемы в частности приемы налепок, совершенно тождественны лепке. Скульптурно-объемными приемами, используя различные материалы (пластическую массу при налепках, вату, материю, папье-маше и т. п. при наклейках), мы можем придать лицу актера самые разнообразные формы: из курносого носа можно сделать орлиный, худощавое лицо превратить в гротесково-толстое; мы можем приделать длинный, острый подбородок, наклеить огромные уши, сделать шишку на лбу, бородавку на щеке и т. д. Словом, посредством скульптурно-объемных приемов мы можем почти беспредельно изменить лицо актера и, таким образом, придать ему новые выразительные возможности.
Если это является положительной стороной скульптурно-объемных приемов, чрезвычайно расширяющей возможности грима, то, с другой стороны, мы имеем отрицательные свойства, которые выражаются в том, что при злоупотреблении этими приемами, особенно приемами наклейки, становится невидимой мимика лица, и грим принимает маскообразную форму.
По особенностям использования в гриме, по технике работы и принимаемым материалам скульптурно-объемные приемы можно разбить на три группы: приемы налепки, приемы наклейки и приемы использования аппликации и фактуры в гриме.