Приступая к гримировке, прежде всего следует ясно себе представить, как говорится, закрыв глаза, видеть перед собой то действующее лицо, которое придется изображать.

Это необходимо для того, чтобы грим вполне отвечал исполняемому сценическому образу.

Следовательно, гримирующийся должен ясно себе представлять все слагаемые этого сценического образа: возраст, наследственность, здоровье, характер, профессию, национальность, темперамент, эпоху к которой относится этот сценический образ.
Возраст: детский, юный, зрелый, пожилой и старый имеют между собой во внешности столь бросающееся каждому в глаза различие, что можно было бы и не объяснять отличительные признаки того или другого возраста.

Между тем, с точки зрения гримировки, продумать детали грима необходимо.
Детский возраст принято считать до 14 лет; на 15 году наступает юность; переходящая с 18 до 20 лет в зрелую юность и затем незаметно в зрелый возраст около 26-30 лет; с 40-50 лет пожилой возраст, а от 50 до 60 лет и далее уже переход к старости и в дряхлость.

ДЕТСКИЙ  ВОЗРАСТ отличается:
1. слабой напряженностью всех мускулов лица,
2. преобладанием лобной мускулатуры над лицевой,
3. широко открытыми глазами,
4. простотой мимических выражений,
5. нежным цветом лица.

ЮНЫЙ ВОЗРАСТ отличается тем, что детские черты исчезают и появляются признаки зрелого возраста. Лицо, как богатое жировой подкладкой, отличается округлостью. Кожа равномерно окрашенная, иногда на щеках румянец. Губы ярко-красные, сочные.

ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ дает ясную картину уже сложившихся качеств и признаков, характеризующих личность; все особенные свойства характера и темперамента уже отражаются на лице.

ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ отличается более смуглым цветом кожи и более серьезным выражением лица.

СТАРОСТЬ — в большинстве случаев отличается неровно окрашенным восковым цветом кожи,  целым  рядом морщин потемневшими   губами,   седыми   волосами,   впалыми   глазами, синеватым оттенком нижнего глазного века, потерявшего свою упругость. Когда старость переходит в дряхлость, то кожа становится сероватого цвета с остатками румянца темно-красного оттенка; верхняя губа впадает, как за отсутствием зубов, так вообще вследствие  ослабления мышц; при лысине лобные морщины переходят на нее у более дряхлых, рот с завороченными внутрь губами (особенно с верхней губой), цвет губ становится бледным. Влияние времени особенно характеризуется морщинами.

Морщины бывают:
1. Лобные (горизонтальные).   
2. Надбровные (дугообразные).   
3. Межбровные (вертикальные).   
4. Подбровные.   
5. Подглазные.   
6. Мелко-мешочные.   
7. Лучистые (гусиная лапка).   
8. Носо-поперечные.
9. Носо-губные.
10. Петлеобразные.
11. Щечно-подбородочные.
12. Губо-угловые (молодые).
13. Дугообразные.
14. Раздельные.
15. Пераллельные (челюстные).

„Гусиная лапа" появляется приблизительно в возрасте за сорок лет.
Первой по времени морщиной на лице появляется носо-губная, что особенно бывает при   усталости,  нервности, утомленности и похудении после тучности Морщины век бывают как у старых людей, так и вообще у людей .нервных   или   у   сильно   похудевших.
Носо-поперечные, щечно-подбородочные встречаются только у стариков. Щечно-подбородочные морщины являются самыми характерными для стариков.

Межбровные (вертикальные) морщины появляются и в   более раннем возрасте у людей занимающихся деятельностью, требующей напряжения воли. Надбровные (дугообразные), если и появляются в раннем возрасте, то это является показателем физических страданий.
Расовый грим весьма различен по окраске кожи (белой, желтой, черной расы, т. е. европейской, монгольской и негритянской), как различен и чертами лица.

Кроме всего сказанного, следует помнить, что привычное мимическое выражение зависит не только от характера, возраста и национальности, но, главным образом, от классовой принадлежности изображаемого лица. На привычной мимике может отразиться профессия, экономическое положение и бытовая обстановка.

Например, кузнец, много работающий с большим мускульным напряжением, может привыкнуть сдвигать брови и сжимать губы. Или нищий усваивает привычное просительно-заискивающее выражение лица. Отражаются на лице плохие гигиенические условия и пьянство. Словом, экономические и бытовые условия жизни отражаются не только на привычной мимике, но и на состоянии мускулов лица и окраске кожи.
Например – у швеек бледность лица, у повара—одутловатость.

Что касается мимических признаков классовой принадлежности,  то  тут   нужно   учитывать   историческую   обстановку.
Дворяне: а) времен крепостного права, они же б) времен господства буржуазии и они же в) периода гражданской войны с рабочим классом имеют различные характерные выражения а) спокойно-надменное, б) любезное, в) нервно-злобное.

Итак грим слагается из признаков возраста, признаков характера, признаков профессии, признаков классовой принадлежности и т. д.
Примеры эти приводятся в порядке широкого обобщения. Пользуясь ими необходимо иметь в виду, что каждое изображаемое лицо, как бы оно ни укладывалось в приведенное обобщение, имеет свои особые черты внешности и манеру выражать свое состояние.

Поэтому самое ценное в гриме – это уметь одной чертой, одним штрихом, одной какой-либо особенностью отразить самое главное, самое характерное сценического образа. Изображаемое лицо может отличаться всеми качествами характера, свойственными и другим лицам, но основной чертой характера все же будет одна, как особенно выступающая, бросающаяся в глаза, ее то и надо выделить, подчеркнуть гримом. Тогда грим не будет мешать мимике. Если же нарисовать все морщины, изображенные на помещенном выше рисунке, то вместо лица, отражающего характер роли, будем иметь лицо со столь запутанным рисунком взаимно противоречащих морщин, что ни до какого характера не доберешься.