Раскраска в гриме, как мы уже указывали, использует те же средства выразительности, что и живопись, с некоторыми специфическими особенностями, возникшими в условиях театра.

     Основные выразительные средства — линия, цвет, светотень — обычно связаны между собой и дополняют друг друга. Так, общие контуры предмета (линия) принимают объемную

форму в соединении со светотенью, а свой красочный вид — при помощи цвета.

     Но эти элементы могут являться средствами изображения и отдельно. Мы имеем такие живописные произведения, где

использованы преимущественно выразительные свойства линии, или светотени, или цвета. То же и в гриме.

     Так, гримы японского театра «Кабуки», ряд условных гримов современного театра, цирковые гримы имеют линейный и графический характер.

     Выделение линеарных приемов грима — не механический разрыв и дробление сложного явления на произвольные части, а прием рассмотрения его в существующих элементарных формах, где мы с большей ясностью сможем понять законы построения гримировальных приемов.

     Линия является исторически первичным и простейшим изобразительным средством живописи. Линеарное изображение плоскостно, оно не передает объемного характера окружающей нас природы. Линия условна (природа не знает линий), но в то же время линия является костяком построения живописного изображения. Без линии невозможно было бы передать в живописи границы предметов, резкие контуры и очертания их рельефов.

     Итак, линия является тем простейшим изобразительным средством, которым мы можем передать контур предмета, очертить его впадины и выпуклости.

     В гриме мы линиями передаем характер складок и морщин на лице, разрез глаз, очертания губ и т. п.

     Линеарные композиционные построения могут передавать ощущения ритма, как в простейшем орнаменте, и могут создавать впечатления покоя или движения, таковы, например, гримы старинного китайского театра (сравните на рисунках гримы, где вы увидите изображения грима необычайно динамического по характеру композиционного построения линий и рядом с ним другой, где, наоборот, все симметрично, уравновешено).

Грим в китайском театре.

 

Грим в китайском театре (любительский спектакль студентов Института народов Востока, Ленинград)

Линия имеет большое значение в специфических условиях театра благодаря своей четкой видимости.

     Грим является как бы «декоративным» портретом, рассматриваемым с более или менее далекого расстояния, и в больших театрах только четко очерченная форма будет видна, а в некоторых случаях, как .например, в цирке, только линеарный грим возможен и видим.

Линеарный цирковой грим клоуна.

Линеарный цирковой грим клоуна.

Техника начертания линии в гриме чрезвычайно проста и несложна. Она требует: 1) плавной, без комков краски, отчетливой и смело без поправок проведенной линии, 2) четкой и правильной передачи контура формы, придающей тот или иной выразительный характер лицу.

     Первое, чисто техническое условие достигается довольно быстро, через несколько упражнений; второе требует длительной тренировки и изучения своего лица. Последнее является необходимым условием вообще в гриме, так как грим и выразительные возможности лица актера неразрывно между собой связаны.