Во всех перечисленных выше вариантах портретного грима были допустимы некоторые отступления от оригинала, но> при сценическом воплощении образов исторических лиц сходство должно быть по возможности точным. В этом случае исполнитель не может удовлетвориться приблизительным сходством. Должны быть тщательно продуманы и сверены все элементы внешнего оформления: парик, костюм, головной убор, все привычные нашему глазу по портретам детали — пенсне, очки и пр.
 
Большое значение в работе над такого рода портретным гримом имеет правильный подбор изобразительных материалов. На фотографиях и портретах ракурсы и освещение должны быть самые разнообразные и без резкой светотени. Необходимо иметь фотоснимки, изображающие лицо и в профиль и в анфас. Хорошо, если найдутся материалы, отражающие лицо в движении, в улыбке, в разговоре. Тогда, сопоставляя и сравнивая между' собой эти изображения, можно будет точнее проанализировать структуру лица и найти наиболее характерное для него выражение. Так как фотографии не дают представления о цвете лица и волос, то во избежание ошибок нужно постараться найти портрет, сделанный в красках, или литературные материалы с описанием внешности.

Б пьесе могут быть взяты разные периоды из жизни героя, он может быть показан автором в юности, в зрелом возрасте и в старости. Естественно, что это обстоятельство также должно быть учтено при подборе материалов. Если же портретов сохранилось мало и ни один из них по возрасту не подходит, за основу берут не меняющийся от возраста рельеф лица и затем делают его либо моложе, убирая морщины и другие возрастные изменения, либо, наоборот, стремятся его состарить. Чем глубже перевоплощение актера, чем органичнее и целеустремленнее его поведение в роли, чем богаче внутренняя жизнь образа, тем полнее и легче достигается и внешнее сходство. В жизни мысли и чувства одухотворяют человека, они читаются в его глазах, придают лицу свойственное только этому человеку неповторимое выражение. Вглядываясь в портреты людей, прежде всего нужно пытаться проникнуть в их духовный мир, понять их мысли, чувства и характер. Это так же необходимо, как, воплощая образ политического деятеля или ученого, постараться понять их труды, играя поэта или композитора, — читать стихи и слушать музыку. Никакой, даже самый Совершенный, грим не скроет внутренней пустоты исполнителя, не восполнит отсутствия полнокровной, органической жизни образа.

Поэтому, гримируясь, нужно стремиться увидеть в зеркале не просто свое лицо, а в образе, и подчеркивать в нем гримом те изменения, которые придут от «зерна» роли и даже без грима уже придают некоторое сходство с оригиналом.

Опытные гримеры-художники, прежде чем прикоснуться кистью к лицу актера, просят его проиграть отрывок из роли или произнести несколько фраз, просто подвигаться или посидеть молча, углубившись в мысли, свойственные персонажу. То же самое нужно проделать перед зеркалом исполнителю, если он гримируется без помощи гримера. Контролировать самого себя много труднее. Но зато результаты могут получиться более эффективные, так как исполнитель лучше знает свое лицо, и затем в поисках грима он сможет смелее экспериментировать, заменяя менее выразительные детали грима другими, точнее выражающими внутреннее содержание образа.

Выполнение портретного грима — задача трудная, доступная только тем, кто уже в должной степени овладел техникой гримировки, тем более, что в портретном гриме встречаются некоторые особые технические трудности.